Перед генеральным директором любой, даже небольшой компании возникает целая группа рисков. Перечислим их по степени важности: налоговые риски, уголовные риски, корпоративные и административные риски. Последние являются наименее существенными, поскольку связаны со штрафами за правонарушения вроде несоблюдения норм пожарной безопасности, и подробно описаны в Кодексе об административных правонарушениях. О существовании остальных рисков генеральные директора иногда даже не подозревают, хотя они способны обернуться драматическими последствиями, поэтому о них стоит рассказать подробнее.
Налоговые риски
В случае налогового расследования первым подозреваемым всегда является генеральный директор, поэтому самый очевидный налоговый риск, который перед ним возникает — ответственность за работу бухгалтерии. Чтобы не расплачиваться за ошибки каждого сотрудника, нужно грамотно делегировать персоналу ответственность. Во-первых, в компании должно быть положение о бухгалтерии и отдельно о главном бухгалтере, в котором подробно описаны все обязанности главного бухгалтера и указано, что эти обязанности должны выполняться в строгом соответствии с налоговым законодательством. Во-вторых, должны быть должностные инструкции, с которыми каждый сотрудник обязан ознакомиться под роспись. В-третьих, с каждым сотрудником должен быть заключен контракт, где обязательно присутствует ссылка на должностные инструкции. Если все это есть и оформлено правильно, при налоговых нарушениях ответственность переносится с генерального директора на должностных лиц. В случае серьезных проступков с них может взиматься штраф, но в большинстве случаев следователи отказываются наказывать кого-то конкретно (за исключением генерального директора), так как для этого требуется определить вину каждого работника в отдельности, а вина доказывается с большим трудом. Зачастую в таких случаях все оканчивается формальными штрафами для организации в целом.
На плечи генерального директора ложатся также результаты налоговой проверки. Не стоит наивно полагать, что если в компанию пришла налоговая, она может «ничего не найти». Налоговые инспекторы всегда приходят для того, чтобы выявить нарушения и доначислить налоги, а это значит, что уж что-нибудь они обязательно найдут. К этому надо быть готовым и принять сей факт как данность российской действительности. Однако можно облегчить бремя, которое ложится на плечи компании после работы инспекторов. Во-первых, генеральный директор должен подготовить сотрудников к ситуации проверки так, чтобы они не совершали типичных ошибок — не паниковали, не сообщали информацию, которую у них не запрашивают официально, не занимались чинопоклонением в надежде на «помилование». В случае налоговой проверки компания должна занять максимально жесткую правовую позицию и придерживаться установленного законом процесса: инспекторы не любят тратить на такие компании много сил и времени. Помимо ликбеза по проверкам сотрудникам также не помешает быть в курсе тех схем оптимизации, которые использует компания. Персонал должен знать, почему он выполняет свои обязанности именно так, а не иначе. Кроме того, все документы должны соответствовать заявленным бизнес-процессам вплоть до того, чтобы документы были подписаны генеральным директором в том городе, в котором он находится. В моей практике был случай, когда проверяющие органы аннулировали два договора из трех, так как те были составлены в иногородних филиалах компании и подписаны директором одной датой. Понятно, что директор не мог за один день объехать все три филиала в разных концах страны, но этого бухгалтерия не учла. Наконец, генеральный директор должен помнить об опасности, исходящей от уволенных обиженных сотрудников: их свидетельские показания остаются актуальными для инспекторов даже через пять лет после увольнения. Вот почему так важно расставаться с работниками, не нарушая их прав. Если же сотрудник совершает должностные нарушения и подлежит увольнению, это должно документироваться докладными записками его руководителей и коллег. От сотрудника следует получить объяснительную, а если он отказывается — составить акт. Если человек признал должностное нарушение и готов возместить ущерб, в акте следует это зафиксировать, а если отказался возместить ущерб, нужно дать делу официальный ход. Надеяться на «особенные результаты» расследования не стоит, однако у компании будет подтверждение того, что данный сотрудник не достоин доверия и цена его свидетельских показаний равна нулю.
Уголовные риски
Уголовные риски тесно связаны с налоговой и корпоративной ответственностью генерального директора, и чаще всего подразумевают два состава преступлений — уклонение от уплаты налогов и мошенничество, в частности, хищение и растрату.
Корпоративные риски
Эту группу также можно назвать имущественными рисками, поскольку генеральный директор несет полную материальную ответственность за убытки, причиненные компании им или его сотрудниками в результате ошибок управления. Такими убытками являются штрафы и пени, начисленные в результате налоговых правонарушений; ущерб, который нанес директор, по мнению акционеров и совета директоров, а также любые другие убытки, возникшие по вине генерального директора. При этом генеральный директор считается виновным во всех случаях, за исключением тех, когда его непричастность была доказана: например, есть должностные инструкции и приказы, которые сотрудник откровенно нарушил. В общем, ответственность генерального директора настолько объемна, что ни одна мера предосторожности не будет лишней. В частности, одним из самых надежных способов обезопасить свою семью от персонального банкротства — брачный договор, в котором имущество супругов поделено так, чтобы, случись что, жена и дети генерального директора не остались без средств к существованию, да и самому директору было, где жить.