Диалог с инспекцией через прокуратуру

09.08.2013

Иногда в ходе ревизии инспекторы не просто нарушают процедуру ее проведения, а превышают свои полномочия. Одна из мер борьбы с такими действиями – обращение в органы прокуратуры. О том, как правильно подавать жалобу и на что можно рассчитывать в результате, рассказывает практикующий юрист.

 Владимир Фокин,

адвокат, управляющий партер юридической фирмы «Фокин и партнеры»

В Налоговом кодексе установлен обязательный порядок обжалования действий и актов инспекторов в вышестоящий налоговый орган. Но как поступать, если налоговики превышают свои полномочия, допускают грубые нарушения, и т. п.? Например, инспекторы отказываются вернуть налогоплательщику НДС, если он не представит определенные документы, при этом никаких письменных запросов ревизоры не оформляют.

Одна из действенных мер по борьбе с такими нарушениями – жалоба в органы прокуратуры. Можно одновременно адресовать копии составленных документов в инспекцию.

Как показывает практика, прокуратура часто отказывает в производстве по делу и переадресует запрос или жалобу в вышестоящий налоговый орган. Именно он впоследствии ведет работу по жалобе. 

Конечно, если речь идет о нарушениях в сфере налоговых отношений и налогового спора, в прокуратуру обращаться не нужно. Это необходимо именно в случаях грубого нарушения прав налогоплательщиков, злостных нарушений, выхода за рамки контрольных мероприятий, предусмотренных при налоговой проверке.

На кого и как жаловаться

 Жаловаться нужно на конкретное должностное лицо, а не на налоговую инспекцию в целом как на государственный орган. Обращаться следует в территориальные органы прокуратуры по местонахождению ИФНС, т. е. в районную или окружную прокуратуру города.

Несколько слов о структуре жалобы.  Она строится по тем же принципам, что и исковое заявление в суд. Документ должен быть не очень объемным, четким, информативным, чтобы сотрудник прокуратуры не «заблудился» в нем. Жалобу можно условно разбить на три раздела:

а) фактическое описание ситуации: она излагается в хронологическом порядке  с указанием реквизитов участников (если это инспектор, то приводятся его Ф. И. О., ранг, звание и место работы – все, что известно заявителю);

б) правовое обоснование: нужно сослаться на нормы закона, которые, по мнению заявителя, нарушены;

в) доказательства: должно быть четко указано, чем подтверждается позиция заявителя (свидетельские показания с указанием конкретных лиц, которые могут выступить свидетелями, их координаты, заверенные копии подтверждающих документов).

В качестве доказательств нарушений прав налогоплательщика можно использовать аудиовизуальные средства. Для этого следует фиксировать действия проверяющих с помощью диктофона или устройств видеозаписи. Такие записи пригодятся, если ревизоры пытаются провести некие предпроверочные мероприятия, не предусмотренные законом, т. е. хотят осуществить налоговую «разведку». Или ссылаются на «спущенные сверху» цифры по доначислениям в зависимости от годового оборота компании*.

* Подробнее об этом см.: Налоговые споры. 2013. № 2. С. 14. – Примеч. ред.

 Есть случаи, когда инспектор берет без соответствующего документального оформления папку с материалами налогоплательщика (оригиналы счетов-фактур, контрактов, платежек, накладных и т. д.) в инспекцию для работы, а затем она пропадает. Аудио- и видеозаписи пригодятся, чтобы подтвердить подобные факты, обезопасить себя от незаконных действий ревизоров. Конечно, налогоплательщик при этом должен быть готов принципиально отстаивать свою позицию и не бояться испортить отношения с инспекцией.

Сколько можно ждать

Общий срок рассмотрения жалобы прокуратурой составляет 30 дней со дня ее регистрации, а если она не требует дополнительного изучения и проверки, срок может составить 15 дней (п. 5.1 Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45).

Не стоит забывать о правильном оформлении документов, потому что ошибки при подаче нередко обрекают на провал все мероприятие. Документ можно подать несколькими способами.

Первый вариант – направить почтой, ценным письмом, с описью вложения, заказным, с уведомлением о вручении. Этот вариант допустим, но не очень удобен, потому что почта работает медленно, а госорганы в 60% случаев либо реагируют на эту корреспонденцию с большой задержкой, либо вовсе ее не получают. Этот вариант стоит использовать, если документы нужно направить в другой город.

Второй вариант – оставить обращение в специальном ящике «Для обращений и заявлений», который должен быть в каждой прокуратуре и размещается в доступном для граждан месте. Корреспонденция из ящика вынимается ежедневно, на письмах проставляется штамп «Из ящика для обращений и заявлений» и указывается дата выемки, после чего они передаются на регистрацию и рассмотрение (п. 2.3.3 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях Прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генпрокуратуры РФ от 29.12.2011 № 450).

Но самый надежный способ – это обратиться в канцелярию прокуратуры и под отметку проставить печать или подпись, присвоить документу входящий номер, с помощью которого можно отслеживать заявление. Когда у вас есть на руках подтверждение с датой, подписью (нужно обязательно попросить при проставлении подписи ответственным сотрудником дать расшифровку Ф. И. О. и должности), можно отсчитывать 30 дней на рассмотрение. 

Прокуратура обязана сообщить, приняты ли меры прокурорского реагирования, передано ли обращение в другую инстанцию. Если результата нет, на 31-й день можно подавать ходатайство или заявление о сообщении результатов проверки. Спустя одну рабочую неделю можно направить еще одно. При отсутствии результатов действия прокуратуры следует обжаловать в вышестоящий территориальный орган прокуратуры. Это, как правило, прокуратура города. Но практика показывает, что на заявления реагируют достаточно оперативно.  

Если инспекция бездействует

В течение месяца со дня внесения представления должностным лицом инспекции (руководителем налогового органа) должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

 Судебная практика

 Из постановления Верховного Суда РФ от 04.04.2013 № 47-АД13-1

 Согласно материалам дела заместителем прокурора Промышленного района г. Оренбурга в адрес начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга П. были направлены представления от 30 марта и 11 мая 2012 г. об устранении нарушений налогового законодательства, в которых указывалось на необходимость безотлагательного рассмотрения представлений с обязательным участием прокурора, принятия мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, рассмотрения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности налоговых инспекторов Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга, допустивших нарушение сроков направления в прокуратуру копий постановлений об отмене ареста имущества налогоплательщиков. О результатах рассмотрения названных выше представлений следовало сообщить прокурору района в письменной форме в течение месяца со дня получения представлений.

Бывают случаи, когда инспекция ничего не предпринимает (не возвращает налог, не выносит вовремя решения, не снимает своевременно аресты с имущества и счетов и т. п.). Тогда нужно учитывать следующее.

Меры прокурорского реагирования заканчиваются несколькими предписаниями. Если прокуратура выявляет правонарушения, она пишет письмо о недопущении или о прекращении длящегося правонарушения – в случае бездействия, например. За неисполнение этого указания назначается административный штраф, который  составляет для должностных лиц от 2000 до 3000 руб. (ст. 17.7 КоАП РФ).

Конечно, в сфере налоговых отношений эффективным является обращение в суд. Поэтому лучше сочетать оба эти инструмента.

Обратим внимание на важность психологического эффекта обращения в прокуратуру. Когда идет проверка по заявлению, расследование касается конкретного инспектора. Даже если прокуратура передает жалобу в вышестоящий налоговый орган, в рамках работы над ней конкретному работнику приходится отвечать на его запросы.   Естественно, нельзя жаловаться необоснованно: такой подход чреват неприятностями процессуального, административного или уголовного характера (лжесвидетельство, ложный донос и т. д.). Но если факты злоупотребления были в действительности, тогда обращаться в прокуратуру необходимо. Жалоба в один госорган на другой – это совершенно законный и действенный способ защиты своих прав. К тому же, в отличие от судебных споров, подача такой жалобы потребует только канцелярских и почтовых расходов