Из книги "Генеральный директор. Практикум по выживанию"
Первостепенная задача генерального директора как управленца по сделкам (это относится и к делегированию, и к налоговым рискам) — ввести в компании процедуру предварительного визирования документов, которые вы подписываете. В чем ее смысл?
Задача генерального директора — сделать так, чтобы за каждое действие, которое происходит при сделке: выбор и проверка поставщика, определение условий, цены — у вас отвечал кто-то, а не вы.
Если вы не можете показать приказ о том, что определением цены у вас занимается расчетчик какой-нибудь, сметчик, маркетолог, экономист, финансовый директор, и от него есть бумага по этому поводу, то ответственность на вас, и вам не к чему апеллировать. Возникает субъективный фактор.
А вот когда суду показываешь, что у нас есть регламент, лист согласования, этой сделкой занимались 10 человек, каждый из них делал что-то свое, то это уже другая ситуация. Показываешь, что был проработан этот и тот вопрос, но все равно, вероятность ошибки остается. Однако судья уже понимает, что это именно ошибка, а не умысел.
Вопрос в цели. При любом спорном налоговом вопросе судья всегда задает вопрос: «Ваша цель — только налоговая экономия или еще что-то?» Удавалось выигрывать дела, когда по бумагам выходило, что это просто ошибка, а не налоговая экономия. Это экономист посчитал, бухгалтер рассчитал, и специального умысла не было.