Корпоративная печать: зло или добро?

01.01.1970
Корпоративная печать: зло или добро?

Со времен пергаментных свитков печать удостоверяла подлинность документа.

Наличие печати у компании или индивидуального предпринимателя уже давно вошло в деловую практику. По Российским традициям документ без печати – неполноценный. Хотя по нормам ГК РФ – для совершения контракта вполне достаточно подписи генерального директора или предпринимателя. Но, как говорят, есть нюансы.

  • Печать отличительный признак компании или предпринимателя среди однофамильцев.
  • Печать это  дополнительный уровень защиты при совершении сделок. Но для этого печать должна быть правильно оформлена, о чем ниже.
  • Если в компании или у ИП регламентирован порядок использования и хранения печати – это станет дополнительным доводом в случае её подделки злоумышленниками.
  • Проставление печати можно указать как существенное условие любой сделки, совершаемой компании. Соответственно при надлежащем обращении с печатью компания обеспечит более строгий контроль над совершением сделок.
  • Правильно (юридически) оформленная корпоративная печать является дополнительным средством защиты от внешних рейдеров или недобросовестных партнёров.
  • Для деловых партнеров компании печать может являться доказательством соблюдения внутренних процедур совершения сделки.

Вследствие особой правовой природы юридического лица (правовая фикция) подписание договора/письма/иного юридического документа от имени компании но без печати вызывает множество вопросов и споров, особенно при ошибках в документах в части полномочий и т.д.

Проставление печати на договоре в судебной практике – является однозначным доказательством, что документ совершен от имени компании. Для предпринимателя это единственное средство спастись от обвинений налоговиков в том, что сделка или документ совершены в личных интересах, а не для предпринимательских целей.

Самая распространённая ошибка предпринимателей и владельцев компаний заключается в том, что печать вообще никак не оформляется: есть и есть. В такой ситуации владелец, управляющий компании или предприниматель ставит себя в уязвимое положение.

Некоторые рекомендации для вас ,чтобы ваша печать действительно помогала вам в бизнесе, а не была дополнительным фактором риска:

  • В уставе должно быть указано, что компания имеет печать. Может быть также дано описание обязательных элементов печати.
  • В решении о назначении исполнительного органа должно содержаться поручение избранному директору изготовить корпоративную печать.
  • Заключить договор на изготовление эскиза печати и самой печати (штампа).
  • Желательно на печати иметь охраняемый законом товарный знак
  • Права на эскиз печати должны быть прямо переданы актом выполненных работ.
  • После изготовления печати она должна быть введена в оборот приказом генерального директора. Одновременно  назначается ответственный за хранение печати (по должности).
  • Печать должна храниться в сейфе и извлекаться из него только для проставления на документы ответственным лицом.
  • Печать не должна оставаться без присмотра или передаваться третьим лицам.

    Известен случай, когда недобросовестный подрядчик отвлек директора, будучи у него в офисе, и проставил печать на акты приемки строительством крупного объекта, а подпись директора подделал. И хотя впоследствии экспертиза установила поддельность подписи на акте со стороны заказчика, суд счел акты подписанными на основании проставленной печати и взыскал с заказчика стоимость строительства. В этом ключе видеокамеры в офисе были бы совсем не лишними.
  • Порядок хранения и обращения с печатью должен быть закреплен во внутреннем локальном нормативном акте, например в «Положении о корпоративной печати», либо в «Положении о порядке совершении сделок обществом»

При соблюдении вышеуказанных рекомендаций корпоративная печать будет играть отведённую роль надлежащим образом и не создавать для вашей компании ненужных рисков.

Плюс к этому документ с печатью выглядит всегда солиднее и более узнаваемо.

 

Успехов вам и вашему бизнесу!

Владимир Фокин