Как реагировать на устные распоряжения налоговых инспекторов

31.03.2015
Как реагировать на устные распоряжения налоговых инспекторов

Я считаю, что в каждой компании должен быть четкий регламент взаимодействия с проверяющими, в соответствии с которым, должны действовать сотрудники. Главное правило состоит в том, что ни в коем случае нельзя исполнять неформальные, устные требования инспекторов.

Вообще, беседы с сотрудниками допустимы только при опросе или допросе. Если контролеры передают какие-то документы, расписываться в их получении вправе только уполномоченное лицо: генеральный директор или назначенный им работник. Недопустимо, чтобы бумаги по проверке подписывали рядовые работники.

В случае если инспекторы хотят получить какие-то документы, требуйте от них письменные запросы. Бумаги, подготовленные в ответ на запросы, передавайте только по четкой, внятной описи. Отмечу, что налогоплательщики не обязаны выполнять за чиновников их работу: составлять справки по активам, обобщать информацию и т. п.

Обратим внимание на такой процессуальный момент. НК РФ устанавливает, что отправленное налогоплательщику требование считается полученным через шесть дней после отправки. Поэтому некоторые переживают, что не получат корреспонденцию вовремя, а потом им придется платить штрафы за неисполнение тех или иных требований. Тем, кто этого опасается, порекомендую проверить правильность адреса, на который приходят письма. Хорошо, если это будет реальный адрес компании, а не просто абонентский ящик. Каждый день проверяйте поступившую почту.

Если соблюдать эти правила, окажется, что письма пропадают очень редко. Замечу также, что правило "шести дней" работает, когда налогоплательщик письмо все же получает, даже если оно пришло с опозданием на месяц. А если корреспонденция вовсе не получена (а это не так уж сложно доказать), то штрафа не будет.

По материалам интервью Владимира Фокина  «Не мешайте инспектору ошибаться».