Правила профессиональной безопасности генерального директора

17.12.2013
Правила профессиональной безопасности генерального директора

Перед генеральным директором любой, даже небольшой компании возникает целая группа рисков. Перечислим их по степени важности: налоговые риски, уголовные риски, корпоративные и административные риски. Последние являются наименее существенными, поскольку связаны со штрафами за правонарушения вроде несоблюдения норм пожарной безопасности, и подробно описаны в Кодексе об административных правонарушениях. О существовании остальных рисков генеральные директора иногда даже не подозревают, хотя они способны обернуться драматическими последствиями, поэтому о них стоит рассказать подробнее.

Налоговые риски

В случае налогового расследования первым подозреваемым всегда является генеральный директор, поэтому самый очевидный налоговый риск, который перед ним возникает — ответственность за работу бухгалтерии. Чтобы не расплачиваться за ошибки каждого сотрудника, нужно грамотно делегировать персоналу ответственность. Во-первых, в компании должно быть положение о бухгалтерии и отдельно о главном бухгалтере, в котором подробно описаны все обязанности главного бухгалтера и указано, что эти обязанности должны выполняться в строгом соответствии с налоговым законодательством. Во-вторых, должны быть должностные инструкции, с которыми каждый сотрудник обязан ознакомиться под роспись. В-третьих, с каждым сотрудником должен быть заключен контракт, где обязательно присутствует ссылка на должностные инструкции. Если все это есть и оформлено правильно, при налоговых нарушениях ответственность переносится с генерального директора на должностных лиц. В случае серьезных проступков с них может взиматься штраф, но в большинстве случаев следователи отказываются наказывать кого-то конкретно (за исключением генерального директора), так как для этого требуется определить вину каждого работника в отдельности, а вина доказывается с большим трудом. Зачастую в таких случаях все оканчивается формальными штрафами для организации в целом.  

На плечи генерального директора ложатся также результаты налоговой проверки. Не стоит наивно полагать, что если в компанию пришла налоговая, она может «ничего не найти». Налоговые инспекторы всегда приходят для того, чтобы выявить нарушения и доначислить налоги, а это значит, что уж что-нибудь они обязательно найдут. К этому надо быть готовым и принять сей факт как данность российской действительности. Однако можно облегчить бремя, которое ложится на плечи компании после работы инспекторов. Во-первых, генеральный директор должен подготовить сотрудников к ситуации проверки так, чтобы они не совершали типичных ошибок — не паниковали, не сообщали информацию, которую у них не запрашивают официально, не занимались чинопоклонением в надежде на «помилование». В случае налоговой проверки компания должна занять максимально жесткую правовую позицию и придерживаться установленного законом процесса: инспекторы не любят тратить на такие компании много сил и времени. Помимо ликбеза по проверкам сотрудникам также не помешает быть в курсе тех схем оптимизации, которые использует компания. Персонал должен знать, почему он выполняет свои обязанности именно так, а не иначе. Кроме того, все документы должны соответствовать заявленным бизнес-процессам вплоть до того, чтобы документы были подписаны генеральным директором в том городе, в котором он находится. В моей практике был случай, когда проверяющие органы аннулировали два договора из трех, так как те были составлены в иногородних филиалах компании и подписаны директором одной датой. Понятно, что директор не мог за один день объехать все три филиала в разных концах страны, но этого бухгалтерия не учла. Наконец, генеральный директор должен помнить об опасности, исходящей от уволенных обиженных сотрудников: их свидетельские показания остаются актуальными для инспекторов даже через пять лет после увольнения. Вот почему так важно расставаться с работниками, не нарушая их прав. Если же сотрудник совершает должностные нарушения и подлежит увольнению, это должно документироваться докладными записками его руководителей и коллег. От сотрудника следует получить объяснительную, а если он отказывается — составить акт. Если человек признал должностное нарушение и готов возместить ущерб, в акте следует это зафиксировать, а если отказался возместить ущерб, нужно дать делу официальный ход. Надеяться на  «особенные результаты» расследования  не стоит, однако у компании будет подтверждение того, что данный сотрудник не достоин доверия и цена его свидетельских показаний равна нулю.

Принятие всех указанных мер предосторожности может избавить компанию от доначисления чрезмерной суммы налогов, а генерального директора — от выплаты штрафов и пеней за налоговые нарушения. Постоянная боевая готовность к налоговой проверке стала особенно важна сейчас, когда налоговые инспекторы стали выставлять инкассовое поручение на третий день после вступления в силу налогового решения, а не после решения суда. К сожалению, арбитражные суды полностью отказывают налогоплательщикам в запрете исполнять налоговое решение до окончания суда. Теперь компания должна сперва выплатить все начисленные налоги, штрафы и пени, а потом получает право отсудить их, даже если доначисления «высосаны из пальца». На судебное разбирательство уходит как минимум полгода, и, до положительного решения суда компания может просто не дожить. Поэтому не стоит ждать решения налоговиков, и возражения по поводу начисленных налогов следует подавать еще до того, как инспектор выставил инкассовое поручение

Уголовные риски

Уголовные риски тесно связаны с налоговой и корпоративной ответственностью генерального директора, и чаще всего подразумевают два состава преступлений — уклонение от уплаты налогов и мошенничество, в частности, хищение и растрату.

В основном правоохранительные органы приходят в компанию с проверкой по трем причинам: по обращению налоговой инспекции, по расследованию дела фирмы-однодневки и по расследованию компании, которая занимается обналичиванием средств (незаконная банковская деятельность). При этом решающую роль играют не документы, а показания свидетелей, поэтому все способы защититься от уголовных рисков связаны со сбором информации о контрагентах. На каждую компанию-партнера стоит завести отдельное досье с копией ее устава, выписки из реестра, приказа о назначении директора, свидетельства о регистрации, а также с именами и контактами известных вам сотрудников. Также желательно, чтобы вы хотя бы раз встречались со стороной поставщика. Так у вас появляется возможность дать более подробные показания. Ходить на допросы нужно только с адвокатом, даже если вам кажется, что вы невинны, как младенец. Очень часто свидетели излагают историю, которая, по их мнению, является безопасной, но которая в 9 из 10 случаев оканчивается уголовным расследованием против них. Всех сотрудников тоже желательно отпускать на допросы только в сопровождении адвоката. Так они будут меньше подвержены страху и давлению со стороны следователей.
Чтобы обезопасить себя от выплаты штрафов, которые могут превышать его годовую зарплату, генеральный директор может застраховать свою профессиональную ответственность, в том числе за счет фирмы. Эта услуга полезна не только самому директору, но также и компании, потому что в случае реальной необходимости возместить ущерб компания имеет шанс получить от страховой полную сумму убытков, а не вытягивать ее из генерального директора.

Корпоративные риски

Эту группу также можно назвать имущественными рисками, поскольку генеральный директор несет полную материальную ответственность за убытки, причиненные компании им или его сотрудниками в результате ошибок управления. Такими убытками являются штрафы и пени, начисленные в результате налоговых правонарушений; ущерб, который нанес директор, по мнению акционеров и совета директоров, а также любые другие убытки, возникшие по вине генерального директора. При этом генеральный директор считается виновным во всех случаях, за исключением тех, когда его непричастность была доказана: например, есть должностные инструкции и приказы, которые сотрудник откровенно нарушил. В общем, ответственность генерального директора настолько объемна, что ни одна мера предосторожности не будет лишней. В частности, одним из самых надежных способов обезопасить свою семью от персонального банкротства — брачный договор, в котором имущество супругов поделено так, чтобы, случись что, жена и дети генерального директора не остались без средств к существованию, да и самому директору было, где жить.

У генерального директора есть также риски, которые возникают из его взаимоотношений с учредителем компании и акционерами. По возможности следует сохранять официальный тон общения с владельцами фирмы, получать все их распоряжения в письменном виде — хотя бы в форме e-mail, и переносить на совет директоров потенциально опасные полномочия. К таким полномочиям относится заключение контрактов длительностью более 1 года, прощение или реструктуризация задолженности перед компанией, управление дочерними и зависимыми компаниями, крупные финансовые обязательства компании, и обременение активов — аренда, залоги, ипотека, взятие кредитов и выдача займов.
Безосновательное увольнение — еще один вечно нависающий над директором риск. По закону собственник может уволить генерального директора в любой момент без объяснения причин. Дальновидный человек настоит на включении в свой контракт «золотого парашюта» — пункта о выплате компенсации в случае увольнения при отсутствии нарушений или невыполненных обязательств. По Трудовому кодексу РФ минимальный размер «парашюта» составляет сумму трех месячных окладов. Однако «золотой парашют» раскрывается только тогда, когда качество работы генерального директора считается удовлетворительным. Оценить качество его работы можно лишь одним способом: проанализировав выполнение бизнес-плана. Именно поэтому бизнес-план — самый важный для генерального директора документ в компании. Чтобы иметь силу, бизнес-план должен быть оформлен как отдельный юридический документ, подписан самим генеральным директором, сопровожден приказом и, самое главное, утвержден на годовом или внеочередном собрании участников (в случае ООО) или совете директоров (в случае ЗАО), о чем будет свидетельствовать запись в протоколе заседания. Также бизнес-план должен стать обязательным для сотрудников: ссылка на этот документ должна быть во всех должностных инструкциях и трудовых договорах.
К корпоративным рискам относится и работа с контрагентами. Поскольку акционер компании или участник (в ООО) вправе оспорить любую сделку, которую он считает приносящей ущерб, в компании должен существовать четкий алгоритм работы с поставщиками. Важно не просто собирать досье на каждого партнера, но и регулярно проверять свои типовые договоры, так как внутренние юристы в виду недостаточного судебного опыта не видят тех прорех, которые могут привести к дальнейшим потерям. Рекомендуется периодически заказывать услугу правового анализа деятельности компании (due diligence), в ходе которой профессиональные юристы и адвокаты проверят все договоры фирмы на предмет гражданско-правовых и налоговых рисков. Это нужно делать как минимум раз в год, поскольку налоговое законодательство постоянно меняется, и допустимые два-три года назад схемы сегодня зачастую являются опасными.


Статья размещена на сайте журнала Shoes - report:www.shoes-report.ru/articles/294/5479/