Оптимизация налогов. Генеральный директор – злодей или спаситель?

26.08.2016
Оптимизация налогов. Генеральный директор – злодей или спаситель?

Глава из книги «Генеральный директор: практикум по выживанию».

 

707x472К сожалению, налоговая инспекция видит в генеральном директоре некоего злодея, который спит и видит, как ему оптимизировать налоги. Более того, появилась порочная практика, где выгода генерального директора была усмотрена судом в том, что он выводил компанию из «минуса». Лично себе он ничего не приобретает в случае налоговой оптимизации, если зарплата не зависит от налоговой базы или чистой прибыли. Но даже в этом случае суд может усмотреть косвенную выгоду генерального директора в том, что он повышал показатели компании.

Генеральный директор ВСЕГДА ЛИЧНО несет риски принятия решения по сделкам.

Как уходить от рисков в этом случае? Я могу порекомендовать несколько способов.

Первый — это четко прописанная процедура проверки контрагентов. Причем, это не просто какая-то волшебная бумажка или таблетка. Это именно процедура или регламент, где вы прописываете критерии, каких контрагентов вы не берете. На практике – оформление и внедрение такой процедуры лучше поручить даже не внутренним юристам (и уж тем более «неюристам») – а внешнему юридическому консультанту.

Также у вас должен быть механизм принятия маркетинговых решений. Для этого вы обязательно привлекаете внешних консультантов — это ваш инструмент. Вы решили вложиться в рекламу, и у вас должно быть маркетинговое обоснование этого шага от внешнего консультанта.

Подчеркиваю еще раз, это важно: обоснование делается не вашими сотрудниками, над которыми вы имеете власть, а организационно независимым третьим лицом.

Однако допустим и смешанный вариант: пусть грамотное обоснование сделают ваши работники (если есть ресурс), а внешние эксперты, воспользуются результатами, добавят что-то свое и дадут вам официальное заключение.

Важно, чтобы у вас было чье-то третье мнение о необходимости и обоснованности той или иной «особо важной» сделки, например по рекламе.